Положение проведения республиканского экологического проекта «ӨРКЕН» Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан»
1. Цель проведения проекта: формирование творческой, гармоничной личности, с экологически ориентированным мышлением, стремлением инициативно и эффективно участвовать в мероприятиях по защите окружающей среды.
2. Задачи проведения:
- расширить экологическое познание детей и подростков;
- содействовать развитию творческих способностей детей и подростков;
- способствовать формированию заботливого отношения к окружающей среде;
- развивать такие качества, как самостоятельность, ответственность.
3. Условия проведения:
Участники – учащиеся 1-10 классов (личное и командное участие).
Сроки проведения: 2012-13 учебный год (сентябрь-апрель)
Проект реализуют районные/городские Дворцы школьников и центры детского творчества.
Обязанности ответственных руководителей проекта – оказание методической помощи участникам проекта, участие и организация мероприятий проекта.
4. Порядок проведения: Желающие участвовать в проекте заполняют заявку в штабе экогруппы, и получают карточку участника проекта (форма заявки и образец карточки в 1-2 приложениях). В карточку регистрируются проведенные мероприятия по реализации проекта
Для проведения экологического пректа «Өркен» необходимо создать экогруппу из числа школьников. Экогруппа:
- дает предложения по проведению мероприятий, принимает участие в их реализации;
- проводит презентации;
- принимает участие в обсуждении вопросов экологического воспитания;
- дает заключение и предложения по итогам мероприятий.
Задача экогруппы - выявлять экологические проблемы в регионах и предлагать пути решения, проводить мониторинг экологической ситуации в прикрепленном участке.
- принимает участие в обсуждении вопросов экологического воспитания;
- составляет отчёт по итогам работы по проекту, дает заключение и предложения по совершенствованию работы по проекту.
Задача экогруппы :
— выявлять экологические проблемы в регионах и предлагать пути их решения;
— проводить мониторинг экологической ситуации в прикрепленном участке.
Этапы реализации проекта
(список мероприятий, проводимых в рамках проекта в Приложении 3)
№ |
Этапы проведения проекта |
Содержание работы по проекту |
Место проведения |
Сроки проведения |
1 |
Подготовительный этап |
Организационные мероприятия, сбор заявок на участие |
Региональный штаб экогруппы |
Сентябрь 2012 |
2 |
Основной этап реализации проекта |
Работа по проекту по школьным программам |
В регионах |
Сентябрь-ноябрь 2012 Март-апрель 2013 |
3 |
Аналитический этап реазации проекта |
Проведение мероприятий с научно-практическим, аналитическим направлением |
В регионах |
Ноябрь-декабрь 2012 Январь-февраль 2013 |
4 |
Заключительный этап проекта |
Заключительные мероприятия |
В регионах, Республиканский уровень |
Апрель 2013 |
5. Этапы проведения:
5.1. Подготовительный этап:
- формирование команд для участия в проекте;
- сбор заявок на участие;
- проведение организационных мероприятий.
5.2. Основной этап:
- команды юных экологов, вошедшие в проект «Өркен», участвуют в реализации своих проектных программ, запланированных (заявленных) мероприятиях: акциях, конкурсах, создают рекламные ролики, проводят выставки, флэш-мобы и пр..
- по итогам реализации проекта команда готовит презентацию творческого отчета на основе анализа проведённой работы.
5.3. Аналитический (научно-практический этап):
- дети участвуют в мероприятиях, организованных экогруппой (викторины, круглые столы, конференции, семинары).
- группа экспертов оценивает результативность работы участников по экологическому проекту Өркен»;
- по итогам проекта на основе проведённого анализа его результативности проводится итоговая научно-практическая конференция.
5.4. Заключительный этап:
- подведение итогов проекта;
- выявление лучших, наиболее активных и продуктивных участников экологического проекта«Өркен».
6. Итоги работы по экологическому проекту «Өркен»:
- проведение мониторинга экологического проекта;
- награждение активных участников проекта и руководителей экогрупп, добившихся наиболее продуктивных результатов работы по экологическому проекту «Өркен».
- освещение в СМИ (интервью, очерки, репортаж, заметки и др.) итоги экологического проекта «Өркен».
Заявки на участие в экологическом проекте «Өркен», информацию о работе по проекту и итоговые отчёты направлять в Оргкомитет по адресу: .
Приложение 1
Заявка
на участие в экологическом проекте
«Өркен» РОО ЕДЮО «Жас Ұлан» на 2012/13 учебный год
№ |
ФИО участника |
Дата рождения |
Школа, класс |
Домашний адрес или адрес учреждения образования, телефон, сот. телефон, электронная почта |
Мероприятие |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Мероприятия, проводимые в рамках проекта «ӨРКЕН»
Этап |
№ |
Мероприятие |
Форма проведения |
Сроки |
Участники |
Содержание |
Форма отчета |
І |
1 |
Старт проекта |
Оргсборы собрания, консультации |
Сентябрь 2012 |
1-10 кл. |
Разъяснение сути экологического проекта, презентация экогрупп. |
Презентация в электронном виде |
ІІ |
1 |
Обществен- ный мониторинг«Қоқыстан арылайық!» |
акция |
Сентябрь 2012 |
5-10 кл. |
За каждой экогруппой закрепляется участок (в селе, микрорайоне, городе). Экогруппа определяет места несанкционированного скопления мусора, наблюдает график вывоза мусора коммунальными службами. |
Фото-видео отчет |
2 |
«Начни с себя»
(приложение 3.1) |
Акция: распространение стикеров, листовок |
сентябрь
октябрь
Ноябрь |
2-8 кл. |
Пропаганда идей энергосбережения среди школьников
|
Аналитическая справка |
|
3 |
Стенгазета |
1-6 кл. |
В школьных СМИ освещаются интересные факты по теме энергосбережения, использования электроэнергии, призыв к целесообразному использованию электроэнергии |
||||
4 |
Мониторинг |
9-10 кл. |
Составить мониторинг энергосбережения. |
||||
5 |
Туған өлкем, жайнай бер! |
конкурс |
Март |
1-4 кл. |
1) Лучший рисунок на тему «Экология» 2) Лучшие комиксы на тему «Экологические проблемы» 3) Лучшие песни, стихотворения, сказки, сочинения на тему «природа родного края» |
Конкурсы на лучшие произведения |
|
6 |
«Табиғаттың сенімді сақшысымыз!» |
Акция |
Апрель |
5-10 кл. |
Каждая группа отвечает за свой участок, и анализирует экологическое состояние участка. |
Аналитическая справка |
|
ІІІ |
1 |
Экологическое состояние региона |
Круглый стол |
Ноябрь |
7-10 кл. |
Дети изучают экологическое состояние региона, и для улучшения состояния выносят на обсуждение свои предложения и проекты. |
Аналитическая справка |
2 |
«Табиғаттың құпия сырлары» |
викторина |
Январь 2013 |
1-10 кл. |
Объявляются вопросы на темы «Природоведение», «Экосистема». |
Аналитическая справка |
|
3 |
«Ерекше сәнгерлер» |
конкурс |
Февраль 2013 |
5-9 кл. |
Изготовление изделий из ненужных материалов. |
Выставка лучших изделий |
|
ІV |
1 |
«Қандай көркем, туған өлкем» |
Фестиваль, концерт |
Апрель 2013 |
Все участники проекта |
Награждение активных участников проекта и руководителей экогрупп. |
Информационно-аналитический отчёт |
Приложение 2.1
Акция «Начни с себя»
Цель : пропаганда идей энергосбережения среди школьников, создание постоянно действующей экогруппы по решению проблемы рационального использования энергии, энергоресурсов и поиску возможных путей энергосбережения.
Условия проведения: участники делятся на 2 экогруппы.
1 – расчетная экогруппа;
2 – агитгруппа;
Задачи экогрупп
- выяснение состояния энергосбережения в школах для замены обычных электрических лампочек на энергосберегающие;
- организация и проведение агитационных мероприятий по энергосбережению;
- сравнение и составление мониторинга режима энергосбережения в школе и дома.
Расчетная экогруппа предлагает решения проблем по энергосбережению в школе и дома.
Агитгруппа по результатам расчетов первой группы, проводят мероприятия по энергосбережению, целесобразному использованию электроэнергии.
Дни недели |
Расчетная экогруппа |
Агитгруппа |
1-й день недели |
Проведение рейда по школе (состояние электросчетчиков, какие лампочки используются) |
Подготовка стикеров, листовок |
2-й день недели |
Составление мониторинга по результатам рейда |
Распространение стикеров, листовок |
3-й день недели |
Проведение анкетирования среди учащихся по энергосбережению |
Подготовка стенгазеты по результатам мониторинга расчетной экогруппы |
4-й день недели |
Проведение опроса среди населения по использованию электроэнергии на тему «Энергия и мы» |
Выступление агитбригады по результатам анкетирования расчетной экогруппы |
5-й день недели |
Совместная работа с районным/городским «Энергоцентром» (взять данные за последний месяц по показаниям электросчетчиков и сбор информации по замене лампочек на энергосберегающие для будущего сравнения с результатами работы экогрупп) |
Выступление агитбригады |
В течение недели |
Обработка данных для сравнения с результатами следующих рейдов. |
Проведение агитпрограммы (выступление агитбригад в организациях, детских садах, и т.д.) |
Подведение итогов: подготовить информационно-аналитическую справку о результатах работы экогрупп по проекту, составить аналитический отчет об экономном и бережном использовании энергоресурсов.
Информационную справку и творческий аналитический отчет отправить на электронную почту ).
Тест на сбережение энергии
Ответьте на вопросы анкеты, и проверьте, умеете ли вы беречь энергию.
В нашем доме |
да |
нет |
Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось: От 1 до 5 ответов ДА: Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас. От 6 до 10 ответов ДА: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой. От 11 до 15 ответов ДА: Вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 16 до 20 ответов ДА: Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы. |
Мы записываем наше энергопотребление |
|
|
|
Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее. |
|
|
|
Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее. |
|
|
|
Холодильник стоит в прохладной комнате. |
|
|
|
Мы не ставим мебель перед обогревателями. |
|
|
|
Мы начали использовать энергосберегающие лампочки |
|
|
|
Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер) |
|
|
|
Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за раз. |
|
|
|
Мы заклеиваем окна на зиму. |
|
|
|
Мы зашториваем окна на ночь. |
|
|
|
Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим. |
|
|
|
Мы часто размораживаем холодильник. |
|
|
|
Мы используем раковину для мытья посуды. |
|
|
|
Мы моемся под душем, а не принимаем ванну. |
|
|
|
Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу. |
|
|
|
Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим. |
|
|
|
Мы снижаем температуру в помещении ночью. |
|
|
|
Мы повторно используем стекло, бумагу и металл. |
|
|
|
Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз. |
|
|
|
Мы не покупаем товары в больших обертках. |
|
|
|
Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их. |
|
|
Комментарии