ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ «АТАМЕКЕН»
THE HISTORY OF REPUBLICAN SHILDREN SOCIAL ORGANIZATION «ATAMEKEN»
Курсабаев Мухамедрахим Кадырбаевич.,зам. Генерального директора по науке Республиканского учебно-воспитательного Центра «Балдаурен», зав.лабораторией этнопедагогики академии «Кокше», кандидат пед.наук, Артековец-1980 годов, Почетный Председатель детской организации «Атамекен», 010000 Астана, ул. Кошкарбаева 91-34, Тел: (8-716-36) 4-55-67, моб: 8-701-655-72-61, E-mail:
[email protected]
ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ДЕТСКОГО
ДВИЖЕНИЯ «АТАМЕКЕН»
Педагогические проблемы и особенности детского колектива как общественное явление были отражены во многих трудах известных просветителей и ученых. Из истроии педагогики нам известны труды, посвященные проблемам детства и вопросам самовоспитания и самоуправления такие как «Школа радости» Витторино де Фельтре (ХІҮ в), «Кодекс Куманикус» Кейхауса Гиланшаһа (ХІ в), «Republic of School – Школьная Республика» Эрнеста Джиля (1898), «Бойскауты» Р.Бадэн Поуеля, О.И.Пантюхова «Национальная организация русских скаутов-разведчиков» (1909) и другие начинания. Огромную роль сыиграла Всесоюзная пионерская организация им.В.И.Ленина. Все названные нами в роли организатора или вдохновителя взяли на себя оргомную ответственность, несмотря ни на что обеспечить школьникам – счастливое детство.
В научно-педагогической орбите исследовательские работы в области детского движения как основной объект пионерской работы в школе и во внешкольных учреждениях широко раскрыты в трудах Н.К.Крупской, С.Т.Шацского, П.Блонского, В.Луначарского, А.С.Макаренко. В.С.Сухомлинского, В.Лебединского, З.А.Ходоровской, Н.И.Болдырева, В.М.Коротова.
В Казахстане они оповещены в трудах Р.Д.Иржановой, К.Кунантаевой, З.Байназарова, Н.Б.Абаевой, Н.Л.Татауровой, М.Копжасаровой, Б.И.Мукановой и в других авторов, где отмечается высокая педагогическая миссия и историческое значение пионердвижения как общественного явления.
Листая страницы истории педагогики, мы действительно узнаем о историко-педагогическом значении пионердвижения, которая вносила оргомный вклад в деле воспитания будущего гражданина, защитника своей родины, приносящий пользу обществу. Законы пионеров, экспедиция «Моя Родина - СССР», тимуровское движение, торжественная клятва, прием в ряды пионеров, школы подготовки лидеров и активистов детского и пионерского движения «Артек», «Орленок», «Океан» и другие достижения пионерской организации были яркими образцами не только в постсоветском пространстве, но и за ее пределами. Немаловажную роль сыграло советское государство, не только наградив организацию правительственными наградами, за одно оказав максимальную материальную, финансовую, кадровую и идеологическую помощь.
Вмещательство государства во внутренние дела пионерской организации привело к политизации детского движения. Особенно это ярко выявилась на ІХ Всесоюзном слете пионеров. Впервые в истории пионердвижения дети открыто заявили свои несогласия по вопросу резолюции решения Слета. Уже в середине 80-годов ХХ века во многих союзных республиках (Эстония, Украина, Узбекистан) среди вожатых и пионеров формировалось общественное мнение по поводу выхода республиканской организации из состава Всесоюзной организации.
В Казахстане, в частности в Павлодарской области под руководством пионервожатого Каниева Армана в 1969 году была предпринята попытка о создании самостоятельной детской организации «Жас улан». Такая попытка в 1985 году была предпринята в с.Каракол, Урджарского района, Восточно-Казахстанской области. Педагоги-воспитатели и пионеры СШ им.Ш.Жаксыбекова Г.Ордабаева, Г.О.Хасенова, С.Р.Агманова, Р.Кыдырбайкызы, М.Малгаждарулы, Г.Оспанкызы, пионеры Т.Кыржыбаев, А.Камакова, С.Ережепулы, О.Жумагулулы, К.Тырнакбаев, Г.Багдатулы, М.Болегенов стали активными членами первого отряда «Атамекен». Решение о создании отряда «Атамекен» было принято во время реализации Всесоюзной пионерской операции «Пионерская ферма», при посещении пионеров чабанских зимовок, которые находились на территории совхоза Каракол им.Б.Абжанова. Они, посещая отдаленные чабанские бригады, помогали местным чабанам ухаживать и сторожить овец и ягнят, которые нуждались особенно в зимнее время. В свободное время силами пионеров и вожатых перед чабанами часто организовывались концертные программы, народные игры и другие культурно-массовые мероприятия.
Такое интересное направление пионерской работы натолкнуло на планирование интересных мероприятии, которые исходили из общего интереса членов отряда «Атамекен». К этой идее особо примкнулись пионеры школ-интерната при СШ Каракол, где основная масса детей составляла из чабанских семей. Они предлагали во время очередной поездки в чабанские бригады свои интересные идеи и планы (конкурс акынов, конкурс по знанию пословиц и поговорок, скачки на жеребце, игра в маслы, народные игры «бес тас», «алтын сака» и др.) культурно-массовых мероприятии.
Социальные инициативы и творческий поиск отряда «Атамекен» по реализации Всесоюзной пионерской операции «Пионерская ферма» были отмечены в докладах областной комсомольской конференции (Семипалатинск, 1985). Результатом всего этого послужило то, что секретариат обкома комсомола во главе с М.Д.Альсеитовой, члены отряда «Атамекен» получили право участвовать на конкурсе вожатых, победители которых могли работать во Всесоюзном пионерском лагере «Артек».
Артек – это не только был детским лагерем, он явился эпицентром не только детского счастья, но и ядром общечеловеческих и гуманных ценностей.
ІХ Всесоюзный слет, где центром внимания стал и наш пионерский отряд дружины Янтарная (член нашего отряда Дима выступил против резолюции проекта решения Слета) показал, что модель новой структуры пионерской организации предложенный Центральным Советом не способен решать глобальные вопросы накопленные многими годами. Позже Х внеочередной Всесоюзный Слет (1990) принимает решение не только об изменении названия организации, но и стратегические планы нового объединения – международного Союза детских общественных объединении «СПО-ФДО». http://odnoklassniki.ru/group/42990478950563
/>
Осенью в 1988 года, бывшие артековцы-казахстанцы К.Баймусин, Е.К.Сенкебаев, Г.Бопинаева, Ж.Сулейменов и другие вожатые предлагают модель новой казахстанской пионерской организации исходя из опыта «Артека» и отряда «Атамекен». Там предлагается вопрос об изменении названия организации, структуры, формы и методы воспитательных программ на основе «Атамекен». Однако, этот вопрос остается открытым.
Идею о возрождении новой организации с сохранением элементов и традиции пионерской организации поддерживают педагогический коллектив СШ№112 г.Алматы, во главе с директором Л.С:Шереметьевой. Организационную и методическую помощь оказывали первый секретарь Ленинского райкома комсомола А.Мырзахан, комсомольские лидеры З.Курмангалиева, А.Мамутаева, Ф.Алиева, А.Толепов. На основе практического опыта отряда «Атамекен» преподаватели Казахского государственного женского педагогического института к.п.н.,профессор А.Х.Мухамбаева, Г.М.Аубакирова, Ж.Толебаева, директор Ленинского дома пионеров Н.Иванова, пионерские активисты Г.Мусаева, О.П.Подлевская, Г.Низамеддинова, М.Талканбаева, ученые педагоги и наставники д.п.н.,профессор Т.Сабыров, Б.Муканова, Н.Б.Абаева педагоги-методисты Б.Ахметова, Г.Кабидешкызы оказывали огромную поддержку.
В итоге на базе СШ №112 успешно функционировал первый пионерский штаб «Атамекен». Одним из значимых мероприятий штаба «Атамекен» было встеча с пионерами Армении, которые после землетрясения в г.Спитак (1988) были временно эвакуированы в г.Алматы. Члены штаба «Атамекен» и юные пионеры Р.Алиева, Н.Бекбулин, Л.Бакуменко, Г.САлыкова, О.Кокшарова, Э.Амердинова, Р.Каримова принимали активное участие. (Газета «Улан», 18.05.1989). Позже штаб распался и прекратил свою деятельность из-за смены руководства в районе. В архиве сохранены планы работы штаба, фотоматериалы, протоколы заседания и рабочие записки.
Позже, весной 1989 года активисты «Атамекен» возобновляют свою деятельность. Этому способствует проведение на государственном уровне очередного республиканского сбора пионерских активистов. По плану на сборе должны присутствовать представители правительства во главе с первым секретарем ЦК ЛКСМ Казахстана С.Кондыбаевым. С помощью республиканской газеты «Улан» многие учителя и школьники узнали как создавался заново штаб «Атамекен». В создании штаба активно принимали участие М.Сейтекенова (Актюбинская обл, Новороссийский р-н, с.Кудыксай), Л.Сарбасова (ОКО, Чардара), А.Шакенова (Целиноградская обл, Алексеевский р-н, с.Орнек), Е.Нысанов (г.Усть-Каменогорск, ВКО), Г.Жалмуратова (Жамбыл), Т,Рыскулов (Алматы), Ғ.Хамитов (Талдыкорган), Б.Султанбеков (ЮКО, Арысь), А.Жылкыбаева (Алматинская обл, ГРЭС). Хотя они были представлены меньшинством в сборе, но удалось принять важное решение о создании методического центра «Алау» при газете «Улан». (Улан, 14.09.1989). С помощью методического центра «Алау» на страницах газеты систематически публиковались важные методические рекомендации, проекты, планы воспитательных работ.
Осенью 1990 года на базе республиканской комсомольской школы впервые в Казахстане был проведен семинар с участием пионерских работников и лидеров детских движений. Проведение семинара имело очень важное значение, т.к на нем принимали участие представители сельских регионов. Все участники конференции Б.Ауэзова (ЮКО, Сузакский р-н), К.Нагыманова (Караганды), Б.Суюбаева (Кызылорда), З.Карабекова (ЮКО, Туркестан), А.Жакенова (Жезказган), А.Омарова (РФ, Омск), Б.Сейілханова (Алматинская обл), К.Е.Ускембаева (Аркалык), О.Нургалиева (Атырау) и другие до сих пор остаются самыми активными лидерами детского движения «Атамекен».
Многие журналисты и редакторы Б.Сулейменов, Ф.Онгарсынова, С.Абишева, Г.Доскен, А.Мендеке, Б.Сапаралин, Р.Имашева, С.Н.Луценко, З.Уйсунбаев, Ж.Дуанабаев, А.Ауелбеков, А.Шымырбаев и другие оказали огромную информационную поддержку. (См.: Ұлан, 18.03.1990, 2.7.1991, 10.02.1991, 1.7.1992, 23.7.1991, 28.1.1992, «Егеменді Қазақстан» 27.08.1991, «Пионер» журналы, №2,1991, «Қазақстан мектебі» №5,1991, «Лениншіл жас» 14.08.1990, «Дружные ребята» 22.08.1990, «Русский язык и литература в казахской школе» №.4,1992).
Появление на страницах республиканской газете Улан» (18.03.1990) основных направлении программы «Атамекен», дал мощный толчок формированию первичных организации «Атамекен», охватив более половины общеобразовательных школ Казахстана. С этого момента для детской организации «Атамекен» этот период ознаменовался как ключевым, обеспечив формирование нового поколения детских организации с одной, с другой стороны повлиял формированию в сознании подрастающего поколения чувство патриотизма, национального самосознания, независимости и национальной гордости.
На ҮІІ Республиканском слете пионеров (3-5 ноября 1990 г) со стороны «атамекенцев» была предпринята попытка влкючить на повестку дня о изменении названия пионерской организации Казахстана им.В.И.Ленина. На Слете Первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана И.Н.Тасмагамбетов зачитал текст Приветствия делегатам Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н.А.Назарбаева. В работе Слета принимали участие зам.председателя «СПО-ФДО» А.Строканов, ветеран пионердвижения М.Хасанова, Председатель РС Казахского республиканского совета пионерской организации им.В.И.Ленина Г.А.Алтынбекова и другие гости.
Несмотря, что многие делагаты Г.Токсанбаев, Б.Суюбаева, Р,Кенбаева, Л.Шоменова, Т.Изтлеуова, А.Лайыкова, С.Исаева (Кызылорда), Е.Абдырасилов (Караганда), Ж.Сулейменов, А.Карипжанов, Г.Хасенова (ВКО), Б.Бактыбаева, Р.Абсаттарова, К.Абдырахманова (ЮКО), О.Нургалиева (Атырау) неоднократно выдвигали конкретное предложение о изменении названия, большинством голосов Слет сохранил прежнее название организации. Программа «Атамекен» была принята как программа-ориентир пионерской организаций Казахстана. Секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана, Председатель РС ПОК им.В.И.Ленина Г.А.Алтынбекова снимая с себя полномочия Председателя РС ПОК, предложила делегатам список трех кандидатов (М.Жакыпов, М.Кыдырбайулы, Д.Шайменова) на пост Председателя. При подсчете голосов Председателем РС ПОК была избрана Д.Шайменова. (См. «Улан» 8.11.1990).
Такой поворот события не устраивал «атамекенцев». Критические мнения сказанные делегатами, особенно представителей сельской местности Б.Суюбаева (Кызылорда), А.Карипжанова (Семипалатинск) через средства массовой информации (репортаж, телезапись) были урезаны. В узком кругу обсуждались вопросы пионерской работы в сельских школах, проблемы казахского языка и казахоязычных школ, вопросы сохранения духовной и национальной культуры. Делегаты, пришли к единому мнению о том, что пионерская организация Казахстна не в состоянии решать вышеназванные проблемы, что единственным выходом из кризисной ситуации является изменение названия организации и выработка перспективного стратегического плана деятельности организации с учетом казахстанского менталитета.
Проведение реформы функциональных обязанностей и другие системы управления (менеджмента) внутри пионерской организации назревал давно. В начале 1990 годов летние пионерские лагеря из-за сложной социально-экономической ситуации связанные с рыночной экономикой в стране сократились вдвое. Эта тенденция резко отразилась в подготовке и переподготовке педагогических кадров, что в конечном итоге привело ослаблению политики государства по вопросам молодежной политики и детства. Сложное экономическое положение в Казахстане в начале 1990 годов повлекло собой массовый отток педагогических кадров из школ и других учебных заведении. Из-за приостоновки финансирования бюджетных организации (школы, детские сады, дома школьников, дворовые клубы) со стороны государства вынуждены были прекратить свою деятельность многие школы и детские сады. К примеру, во время реорганизации когда, без согласия жителей было принято решение о слиянии трех крупных приграничных (Китай) районов (Таскескенского, Маканчинского, Урджарского) с центром в с.Урджар в Восточно-Казахстанской области (1994-1995 г.г) во многих аулах, в частности в с. Маканчи закрылись общеобразовательная школа-интернат, СШ им.Г.Муратбаева, детский сад и районный дом школьников (пионеров).
Из-за ослабления внимания государства к детским общественным организациям детские организации были вынуждены решать сложные социальные вопросы самостоятельно, что привело к распаду центрального органа, в итоге определил не дееспособность РС ПО Казахстана им.В.И.Ленина.
Такое положение дел резко изменил атмосферу школы. Лучшие учителя и воспитатели из-за социальных проблем покинули школы. Во многих школах наблюдалось нехватка учителей предметников. Воспитательная система школы строилась в основном не по интересом детей, а по необходимости, при этом нарушая демократический принцип взаимоотношения между детьми и взрослыми. Социальные интересы, полезные общественные мнения детей не учитывались во время планирования воспитательной работы. Судьду первичных детских организации, их решения и интерсы решали классный руководитель, школьный совет, ученическое самоуправление и педагогический совет. Строгие школьные правила, педагогические требования, направленные для безприкословного выполнения стандарта образования не учитываюшие гумманистические человеческие ценности снизили в сознании детей чувство нравственности, отвественности, уважение к старшим, человеческой справедливости. Пионерская комната, которая была центром воспитательной работы превратилась в политический инструмент преследующий только односторонную цель.
Результаты такого подхода выявили среди школьников негативные явления (нигилизм, эгоизм, распущенность, вседозволенность, неприязнь, амбиционизм, этноцентризм, шовинизм, расизм, космополитизм, мангуртизм, наркомания, детское преступление, бездарность, безнадзорность, неуважение к старшим, незнание родного языка, равнодушие к национальным ценностям, традициям и обычаев). Многие ученые-педагоги (Калиев С.К, Кожахметова К.Ж, Е.А.Дмитриенко, Т.Н.Искандирова, К.Кабдыразакулы, Р.К.Дюсембинова, С.К.Мухамбетова, А.Садуакассов, В.И.Загайнова, С.Т.Иманбаева, Ж.Отеев) отмечая актуальность данной ситуации предлагали альтернативные варианты о необходимости и систематизации воспитательной работы школы и внешкольных учреждениях.
Позже выяснилось, что на государственном уровне не разрабатывалась концепция воспитательной работы в детских общественных объединениях, учитывающий регион, национальную особенность, язык, духовную культуру, традиции и обычаи детей разных национальностей живущих в Казахстане. Нами отмечены, что во многих школах, особенно в отдаленных сельских регионах многие дети и воспитатели нуждались в методических рекомендациях, учебных пособиях и других материалах, написанных на казахском и других языках.
Программа «Атамекен», которая исходила из цели детской организации, считала своим долгом предлагать детским организациям республики свой вариант выхода из создавшейся ситуации. Благодаря республиканской газете «Улан» не только пионеры Казахстана, но и другие дети за его пределами, в частности СШ (М.Ахметова) Тобелер (РФ, Алтайский край, Косагачский р-н), Каракульская (Н.Баринова) СШ (РФ, Алтайский край, Кулундинский р-н), СШ им.Р.Мадиева (Каскеев Б, Оспанова Ж, Тастембетова Г) с.Каскат (РФ, Омская область, Исилькульский р-н) и другие школы «пионерскую комнату» - превратили в «Атамекен Ордасы». (См. «Алтайская правда» 20.05.1997, «Новости Кулунды» 25.05.1991, «Қазақстан мектебі» №6,1993, 34-35 б).
Весной в 1990 года когда в газете «Улан» публиковались методические рекомендации (18.03.1990, 10.02.1991) по организации воспитательной работы по программе «Атамекен» под руководством Балатая Ауэзова в с.Чулак-курган (ЮКО, Сузакский р-н) впервые в республике был проведен Курылтай (Слет) «Атамекен». Курылтай принял решение о создании в районе новой детской организации «Атамекен», т.е. правоприемника бывшей пионерской организации, переименовать «пионерскую комнату» в штаб «Атамекен ордасы». Инициатива Б.Ауэзова стала переломным моментом в истории детского движения «Атамекен». После Курылтая, почти во всех школах Казахстана, в частности в Кийминском районе, Тургайской области (Ускембаева К.Е), в Сырдарийнском районе, Кызылординской области (Б.Суюбаева), в Джанибекском районе, Западно-Казахстанской области (С.Гайнушева), в Маканчинском районе, Семипалатинской области (Т.Смагулова), в г.Актюбинске (А.Корганбаев), в Егиндыбулакском районе, Карагандинской области (К.Нагыманова), в Аягузском районе, Восточно-Казахстанской области (Г.Хасенова), в Кызылтуском районе, Северо-Казахстанской области (К.Исин), в г.Казалинске, Кызылординской области (Н.Есбосынова), в г.Туркестан, ЮКО (С.Танатарова, З.Карабекова), в г.Алматы (Б.Ахметова, М.Шермухамбетова), в г.Талдыкорган (Г.Мухамеджанова) и в других регионах создавались детские отряды «Атамекен». (См.: «Улан», 18.03.1990, 2.7.1991, 10.02.1991, 1.7.1992, 23.7.1991, 28.1.1992).
7 декабря в 1991 году в Алматы прошел І Республиканский Курылтай «Атамекен». В работе Курылтая принимали участие Жарыкбаев К.Б.,д.п.н.,профессор (Каз ГУ им.Аль Фараби), Калиев д.п.н.,профессор (КАО им. Алтынсарина), Б.Альмухамбетов (Министерсто образования и науки РК), Алтынбекова Г.А., секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана, Шайменова Д., Председатель РС ПО Казахстана им.В.И.Ленина, Б.Мустафин, ветеран труда, А.Туяков, олимпийский чемпион (Токио, 1960), А.Барлыбаев, д.э.н.,профессор (Казахский экономический университет им.Т.Рыскулова), Д.Сатыбалдиев (Гражданское движение Казахстана «Азат»), Абдилдабеков М.М (Общество «Қазақ тілі»), Кобеев О (Государственный комитет по делам молодежи),
Сабраимов Ж., предприниматель, Насырова Д (Казахстанская железная дорога), Азенова Х., представитель узбекской диаспоры (Туркестан), Донбаева Г, Сыргабаева Н (Жамбыл), Суюбаева Б, Аяпова М, Есбосынова Н (Кызылорда), Карабекова З, Г.Сагымбаева (ЮКО), Сагатбеков Е, Игисинова Б (Алматинская область), Мусаева Г (Жезказган), Каранова Г, Хасенова Г (ВКО), Жакашев Е, Сураншиева А (Талдыкорган), Нургалиева О, Султанова Г (Атырау), Саматова Г (Торгай), Ахметова Б, Мырзагалиева А (Алматы) и другие представители областей Казахстана. (Улан, 17.ХІІ.1991)
І Республиканский Курылтай “Атамекен” предложил вместо “пионерской комнаты” – создать штаб “Атамекен ордасы”, а пионервожатых – называть талимгерами, октябрят – балдырганами, пионеров – уланами, комсомольцев – мирас (мурагер). Многие школы в частности учителя и учащиеся Созакского района Южно-Казахстанской области провели региональный Курултай “Атамекен”, где решением большинства были приняты вышеизложенные правила вступления в ряды “Атамекен”.
І Курылтай «Атамекен» показал огромный потенциал и воспитательное значение детских общественных объединении, в условиях рыночной экономики. После в мае 1992 года созывается внеочередной Слет пионеров, где рассматривались многие вопросы касающиеся объединения всех детских объединении, принятие программ детских организации «Атамекен», «Жулдыз», «Каусар булак». Такие традиции были приняты в других детских организациях “Ассоциация юных лидеров” (Бахмутова Н.И), РСДО “Жулдыз” (Дмитриенко Е.А), “Организация скаутов Казахстана” (Деймунд В), “Мың бала” (Нуркадилов З, Ахметов К), “Болашак” (Иманбаева С.Т), «Жас урпак», «СМиД», Национальный дебатный центр (Отарбаева Б.З) и др.
Вначале программа «Атамекен» использовалась как методическая рекомендация организации воспитательной работы в школе и во внешкольных учреждениях. Основные направления программы отражали не только специфические особенности воспитания с учетом национального менталитета казахов и других народов Казахстане, с другой стороны рассматривались педагогические технологии внедрения материалов этнопедагогики и этнопсихологии. Учитывая условия местного населения, многие педагоги-практики М.Мухамеджанова (Талдыкорган), У.Бегимов (Актобе), А.Абишева (Кустанай), К.Е.Ускембаева (Астана), Г.Карипханкызы (Акмола), Н.Еженханова (Семипалатинск), К.Нагыманова (Караганда), К.Исин (Северный Казахстана), К.Отепбайулы (Атырау), К.Сейсекеев (Жезказган), Р.Садуакасова (Тараз), Б.Бактыбаева (Южный Казахстан), Н.Баринова (РФ, Алтай), Г.Тастембетова (РФ, Омск) разрабатывали дополнительные комплексные проекты.
Программа «Атамекен» была переведена на русский, узбекский и уйгурские языки и была опубликована на страницах средств массовой информации. (См. «Русский язык и литература в казахской школе» №.4,1992, «Уйғур Авази» 13.02.1993, Сайт ГОО г.Кустанай: www.edu-kost.kz, РФ, Омск:www.omskprint.ru).
В педагогических исследованиях основные направления программы «Атамекен» были рассмотрены в докторских диссертациях Болеева К.Б (Таразский государственный педагогический институт), Калиева С.К (Казахская академия образования им. И.Алтынсарина), Кожахметовой К.Ж (Казахский государственный женский педагогический институт), Наурызбай Ж.Ж (Жезказганский государственный университет им. Байконырова), Дюсембиновой Р.К (Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова), в кандидатских диссертациях С.К.Мухамбетова (Москва, РАО), А.Ашайулы (МНР, Баян Олгий), А.Садуакасулы (Казахский государственный педагогический университет им.Абая) и в других трудах.
Авторы учебных пособии Ж.Коянбаев «Педагогика» (ЕНУ им. Л.Гумилева), З.Абилова «Этнопедагогика» (Казахская академия мировых языков и международных отношении им.Абылайхана), Калиев С.К, Кенжан А, Булакбаева М.К, Имашева А.Т, Юсупова И.Б «Этнопедагогика» (Sillabus), (Казахский государственный женский педагогический институт), С.Ш.Абенбаев «Методика воспитательной работы в школе» (Университет «Данекер») и другие ученые в своих трудах особо отметили деятельность детской организации и программу «Атамекен».
Сегодня детские организации в республике действует, в основном, на общественных началах. По данным (2007) Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования (Загайнова В.И) в Казахстане существуют 250 детских общественных объединении, клубы, ассоциации. (См. Загайнова В.И. Материалы международной научно-практической конференции, Астана, 2008, стр.102-106).
Многие организации создавались в дворовых клубах, внешкольных учреждениях. Однако в государственном масштабе на должном уровне не была проведена научно-аналитическая работа по выявлению учета действующих детских объединении в республике. Следует полагать, что проблемы детского движения, как особого явления общественного развития, не стали объектом научного исследования.
В оду года, когда Министром образования и науки РК была Б.С.Айтимова, лидеры и ветераны детского движения вышли с предложением в министерство о рассмотрении состояния дел в республике, в частности, в детских и молодежных неправительственных организациях.
По инициативе Министра образования и науки РК Б.С.Айтимовой в период с 26-28 августа 2006 года в Республиканском центре “Балдаурен” был проведен І Слет детских организаций и общественных объединении Казахстана.
Решением Слета программа “Атамекен” была принята программой Союза детских организаций. Президентом СДОК был избран Егесинов Талгат Казыбаевич. (См: Внешкольник Казахстана, РУМЦДО, Алматы, №3, 2006, стр.3-10)
На сегодняшний день проблемы современного состояния детских организаций в научных кругах исследуются не на должном уровне. Многие ученые, в основном, в России, (М.В.Богуславский, Е.Чепурных, А.В.Волохов, К.Д.Радина, Л.И.Швецова, И.И.Фришман, А.Г.Кирпичник, Р.А.Литвак, Б.З.Вульфов, И.Д.Аванесян, Г.П.Черный, З.А.Ходоровская, О.И.Сокрута, С.Бобрышев) предлагают выявлять феномен детского движения в аспекте психолого-педагогической науки в русле “социокинетики”. Для координации научной, творческой и организационной деятельности, а также при поддержке правительства Москы создана Международная ассоциация исследователей детского движения. В ассоциации представлены казахстанские ученые Дмитриенко Е.А, Глушковская М., Искандирова Т.Н и другие. Следует отметить, что в России существует детские проекты аналогичные программу «Атамекен», такие как «Юная Россия», «Батыры» (Башкортостан), «Эр Вий» (Республика Марий Эл), «Кугезе мланде – Земля предков» (Республика Саха-Якутия). К примеру в программе «Юная Россия» один раздел посвящен о культуре русской диаспоры за рубежом. Дети назвали этот проект «Русское зарубежье». А в программе «Атамекен» тема анологичного направления называется «Алыстағы бауырлар – Казахская диаспора». Сходство детских идей в таком ракурсе, способствовало не только изучение их культуры, жизни и быта, с другой стороны сблизили бы всех детей, собирающие исторические материалы по данной тематике. Проблемы исследования социокинетики, с учетом разработки и научно-педагогического обоснования так называемой «казахстанской модели» горячо поддерживались педагогами г.Казалинска, Кзылординской области. Результатом является создание регионального центра этносоциокинетики «Алтын урпак». Членами Центра являются Д.Байдильда, А.Есбосынова, М.Кыдырбайулы, Ш.Байзакова, К.Зеев, А.Джузбаева, Ж.Есбосынова, Л.Жаленова, А.Омарова, Б.Булгиев, М.Кульсеитова, А.Сарсенгалиева, А.Ешниязова, А.Усеналиева и другие. Центр планирует весной 2009 года проведение международной конференции в г.Казалинске.
В Казахстане педагогические проблемы детского движения на современном этапе переживают застойный процесс. Поэтому на основе программы “Атамекен” нам приходится использовать методы поисковой, творческой и экспериментальной работы в аспекте современного достижения педагогической науки. Следует отметить, что на сегодняшний день не была проведена научно-практическая конференция, отражающая проблемы и перспективы современного состояния детского движения. Поэтому, мы считаем что релизация решения конференции посвященный к проблемам детского движения в Астане в апреле 2008 года не должна быть задачей только педагогов и вожатых, она должна решаться на государственном уровне.
По инициативе Республиканского детско-молодежного общественного объединения 29-30 марта 2008 года, в связи 20-летием программы «Атамекен», на базе казахской средней школы № 58 г. Астаны состоялась международная научно-практическая конференция «Тенденции развития детского движения в условиях всеобщей глобализации».
В работе конференции принимали участие зам.председателя международного Союза детских общественных объединений “СПО-ФДО” д.п.н.,профессор Фришман Ирина Игорьевна (РФ Москва), 3-секретарь Чрезвычайного и полномочного Посла Японии в РК госпожа Ямада Икуэ, Директор республиканской детской инженерно-технической академии Бапанова Жаркын Базановна (Кыргызская Республика, Бишкек), зам.директора средней школы им.Р.Мадиева с.Каскат, Исилькульского района, Омской области (РФ, Омская область), Представитель МОН РК, зам.директора Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования (РУМЦДО), к.п.н.,Загайнова Вера Ивановна, Директор департамента образования г.Астаны Бимендина Асима Темкеновна, Президент Союза детских организации Казахстана (СДОК) Егесинов Талгат Казыбаевич, а также известные ученые д.п.н.,академик Калиев Сергазы Калиевич, д.п.н.,профессор Рысбаева Аршагуль Кылышбековна (КазгосЖенПи), зам.директора республиканского учебно-оздоровительного центра (РУОЦ) “Балдаурен” Лепешев Дмитрий Владимирович, к.п.н., автор программы «Дастур» Абилсагит Садуакасулы, директор СШ№58 г.Астаны Омарова Алма Каирбулатовна, директор СШ им.О.Шораяка Кармакчинского района, Кызылординской области Сунгатов Уахит Сунгатулы и другие.
Проведение данной конференции имеет важное значение не только для детального изучения современного состояния детского движения в Казахстане и за его пределами, но и фундаментального пересмотра политики государства и общества по вопросам детства, о правах ребенка, о новом формате исследовательского направления под названием “социокинетика”.
Программа «Атамекен» появилась до распада СССР. Она вошла в 1988 году как одна из операций республиканской пионерской организации. Впоследствии, все более расширяя свои ряды, она превратилась в детское движение. Движение переросло в республиканское детско-молодежное объединение, которое сегодня объединяет в своих рядах тысячи школьников республики.
Ивестно, что в истории педагогики по вопросам детства многие государства по мере возможности уделяли особое внимание развитию и формированию детских и юношеских объединениий К ним можно отнести Указы Британских королей о создании организации “Бойскаутов”, Российского Царя Николая ІІ “Русский скаут”, Постановления Совнаркома о создании Всесоюзной пионерской организации им.В.И.Ленина.
1990 год стал для детских объединении постсоветских республик сложным периодом. Х Всесоюный, затем ҮІІ Республиканский слет пионеров стал самым переломным моментом. Всем стало ясно, что дальше пионерская организации не способна управлять многочисленными массами детских и пионерских объединении. На ҮІІ Слете, который прошел в Алматы, “атамекенцы” поставили на рассмотрение вопрос об изменении названия организации. Слет принял решение о сохранении прежнего названия. Позже в 1991 году 7 декабря “атамекенцы” созвали Учредительный Курылтай и решением Курылтая было создано Республиканское детско-молодежное общественное объединение “Атамекен”. Многие учителя и вожатые Б.Ауэзова, Б.Бактыбаева (Южный Казахстан), М.Ахметова, К,Баринова (Российская Федерация), Б.Нурмагамбетова (Узбекистан), Г.Хасенова (Восточный Казахстан), К.Исин (Северный Казахстан), Г.Донбаева (Жамбыл), О.Нургалиева (Атырау), А.Корганбаев (Актобе), Б.Ахметова (Алматы), Г.Мухамеджанова (Талдыкорган), С.Гайнушева (Западный Казахстан), К.Нагыманова (Караганды) приняли активное участие в становлении детского движения.
После приобретения Казахстаном независимости в 1991 году детские организации и объединения создавались стихийно. Руководители пионерской организации республики (Д.Шайменова, Б.Жанабаев) приложили максимум усилий для того, чтобы объединить все детские организации, но попытки их увенчались провалом. В этот сложный период детская организация “Атамекен” и другие объединения были вынуждены взять на себя огромную ответственность, объединить и сохранить традиции и достижения детских организации.
“Атамекен” предложил вместо “пионерской комнаты” – создать штаб “Атамекен ордасы”, а пионервожатых – называть талимгерами, октябрят – балдырганами, пионеров – уланами, комсомольцев – мирас (мурагер). Многие школы в частности учителя и учащиеся Созакского района Южно-Казахстанской области, провели региональный Курылтай “Атамекен”, где решением большинства были приняты вышеизложенные правила вступления в ряды “Атамекен”.
Такие традиции были приняты в других детских организациях “Ассоциация юных лидеров”, “Жулдыз”, “Организация скаутов Казахстана”, “Мың бала”, “Болашак” и др.
Детские организации действовали, в основном, на общественных началах. Многие организации создавались в дворовых клубах, внешкольных учреждениях. Однако в государственном масштабе на должном уровне не была проведена научно-аналитическая работа по выявлению учета действующих детских объединении в республике. Следует полагать, что проблемы детского движения, как особого явления общественного развития, не стали объектом научного исследования.
В оду года, когда Министром образования и науки РК была Б.С.Айтимова, лидеры и ветераны детского движения вышли с предложением в министерство о рассмотрении состояния дел в республике, в частности, в детских и молодежных неправительственных организациях.
По инициативе Министра образования и науки РК Б.С.Айтимовой в период с 26-28 августа 2006 года в Республиканском центре “Балдаурен” был проведен І Слет детских организаций и общественных объединении Казахстана.
Решением Слета программа “Атамекен” была принята программой Союза детских организаций. Президентом СДОК был избран Егесинов Талгат Казыбаевич.
На сегодняшний день проблемы современного состояния детских организаций в научных кругах исследуются не на должном уровне. Многие ученые, в основном, в России, предлагают выявлять феномен детского движения в аспекте психолого-педагогической науки в русле “социокинетики”. В Казахстане педагогические проблемы детского движения на современном этапе переживают застойный процесс. Поэтому на основе программы “Атамекен” нам приходится использовать методы поисковой, творческой и экспериментальной работы в аспекте современного достижения педагогической науки. Следует отметить, что на сегодняшний день не была проведена научно-практическая конференция, отражающая проблемы и перспективы современного состояния детского движения.
В связи с этим, по инициативе Республиканского детско-молодежного объединения “Атамекен” совместно с МОН РК, РУМЦДО, Кокшетауским университетом, департаментом образования г.Астаны с 28 по 30 апреля в Астане была проведена международная конференция в связи с 20 летим детского движения и программы “Атамекен” . Огромную помощь оказали профессора КазгосЖенПи, коллектив средней школы №58 г.Астаны и департамент образования г.Астаны.
С другой стороны, проведению данной конференции способствовали нижеследующие предпосылки:
1.Отсутствие мониторинга о состоянии современного детского движения на государственном уровне.
2. Низкий показатель дипломных, диссертационных и других исследовательских работ по проблемам права ребенка, о социальной инициативе детских коллективов, о деятельности детских движений.
3. Отсутствие нормативных и правовых документов, Указа Президента РК, постановлений правительства, и других законодательных актов.
4. Выяление негативных явлений в детской среде (нарокомания, детская преступность, нигилизм, эгоизм, терроризм, экстремизм, интернет зависимость, космополитизм)
5. Низкий показатель знании среди де